На текущий момент оплата банковской картой остается наиболее распространенным и привычным методом оплаты товаров и услуг среди россиян. По данным различных ритейлеров и АКИТ, в среднем на оплату через QR-код, используя систему быстрых платежей (СБП), приходится около 10% от общего числа платежей, а в некоторых случаях — до 20%. По информации омниканальных компаний, оплата через СБП чаще используется при совершении покупок в интернете, тогда как в обычных магазинах этот метод менее популярен. Эксперты объяснили это рядом причин.
«Мы считаем, что это очень перспективное направление финтеха. Компании, входящие в ассоциацию, фактически первыми на рынке стали внедрять данный способ оплаты. Причем в первый год активного внедрения (2021 год. — Прим. «РГ») оплата по QR-коду в онлайн-канале показывала взрывной рост, объем таких платежей увеличивался в среднем месяц к месяцу на 40%-50%», — отмечает в беседе с «РГ» президент АКИТ Артем Соколов.
Он отметил, что в это время компании активно поощряли как своих сотрудников (предоставляя, например, бонусы к зарплате за каждого привлеченного новым способом оплаты покупателя), так и непосредственно покупателей (предлагая различные программы лояльности, кэшбек и промоакции). В результате, если в начале 2021 года доля платежей через СБП составляла менее 1%, то к концу года она превысила 6%. Конечно, доля платежей через QR-коды продолжает расти и сейчас, однако уже не такими быстрыми темпами.
Преимущества оплаты через QR-коды для ритейлеров также очевидны, — говорит Соколов. Согласно данным АКИТ, стоимость использования системы быстрых платежей составляет 0,4% — 0,7%, тогда как стоимость обслуживания банковских карт составляет 2% — 2,5%. В интернет-магазинах эта сумма может достигать 3%. Учитывая, что доля оплаты без использования наличных в интернет-торговле превышает 80% (а в некоторых случаях достигает и 100%), экономия от использования быстрых платежей может составить значительную сумму. “Активное использование системы быстрых платежей позволит сократить эти затраты как минимум в 5 раз”, — подчеркнул президент АКИТ.